Суббота, 04.05.2024, 16:27
САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ ЕРЕМЕЕВОЙ В.А.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая работа

Уважаемые посетители сайта,на этой странице вы можете ознакомиться с рабочими программами , календарно-тематическим планированием по русскому языку и литературе, а также материалами  выступлений и обобщение опыта.

Пятый год я работаю над проблемой «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русской филологии и мировой литературы».

Основная идея моей деятельности - среди компетенций, которые призвана формировать школа, основное место должно принадлежать коммуникативной компетенции. Она необходима каждому человеку, независимо от национальности, возраста, профессии. Уровень культуры, сформированный в семье и в школе, является основой для формирования и развития личности на протяжении всей последующей жизни.

Считаю, что выбранная мною проблема является актуальной, т.к. опыт работы по проблеме показывает, что формирование коммуникативных умений учащихся осложнено из-за:

    •  недостаточного словарного запаса и низкой культуры общения учащихся;

  • ограниченности семейного общения с ребенком;
  • доминирования речи учителя на уроках;
  •  замены живого общения с учащимися СМИ и информационными технологиями.

Методологической основой моего опыта является реализация языкового кодекса, который завещал В.А.Сухомлинский, формирование уже со школьной скамьи личности с высокой эмоционально-языковой культурой.

Коммуникативно-деятельное обучение организую на основе принципов:

  • системности;
  • индивидуализации;
  • сотрудничества;
  • коммуникативной направленности;     
  • последовательности;
  • функциональности;
  • перспективности.

Приоритетными направлениями моей педагогической деятельности является:

  • применение инновационных технологий;
  • поиск рациональных путей развития личности учащихся;
  • сотрудничество с учителями гимназии.

В основе современной методики преподавания русского языка как в классах с русским языком обучения, так и с украинским лежит принцип коммуникативности, рассматривающий язык прежде всего как средство общения. Следовательно, главная задача, которую я ставлю в своей деятельности - формирование у учащихся способности правильно использовать язык в разных ситуациях общения. Реализовать ее помогают, в частности, ситуативные упражнения, создание речевой ситуации.

Речевая ситуация на уроке — это совокупность условий, обстоятельств, побуждающих вступить в общение с другими учащимися и учителем, определенным образом высказать, выразить свои мысли, чувства, желания и потребности.

Для того, чтобы состоялось речевое общение, стараюсь создать на уроке определенные предпосылки: инсценировать или смоделировать ситуацию, которая способна побудить учащихся к речевому высказыванию.

На своих уроках использую следующие речевые ситуации, которые определяются типом речевого намерения:

Тип речевого намерения

Обобщенное содержание речевой ситуации

Контактный

Знакомство с кем-либо; представление кого- либо; приветствие кого-либо; обращение к кому- либо; прощание с кем-либо.

Информационный

Сообщение или запрос информации о ком-либо, чем-либо (фамилия, имя, характеристика предмета, человека, явления, новый факт и т.д.); о возрасте кого-либо; о местонахождении кого- либо, чего-либо; о наличии (отсутствии) кого- либо, чего-либо; о каком-либо действии; о каком- либо решении; о своем или чьем-либо настроении и т.д. 4 •'

Побудительный

Приказ, совет, просьба, требование, запрет; предложение совершить какое-либо действие, поступок, изменить свою деятельность, поведение; прекратить действие и т.д.

Эмоционально-оценочный

Выражение своей оценки (хорошо, плохо и т.д.) чего-либо, кого-либо; чувства (радость, обида, досада, удивление, недоумение, убеждение, сомнение и т.д. по поводу чего-либо, кого-либо; отношения к кому-либо, чему-либо

Создавая на уроках учебные речевые ситуации, всегда учитываю:

•        возрастные особенности учащихся, их жизненный опыт и интересы, реалии современной жизни;

•        использую элементы ролевой игры;

•        разыгрывание и составление диалогов;

•        способствую развитию самостоятельного творчества учащихся.

Мной разработана система уроков по русскому языку в 5 - 6 классах с украинским языком преподавания, в которых реализуются принципы формирования коммуникативной компетенции учащихся.

На уроках литературы мной также учитываются деятельностно­коммуникативная потребность учащихся и осуществляется совершенствование речевой компетенции. Я использую:

•        инсценирование текстов, которые содержат диалоги;

•        ролевые игры от имени персонажей произведения;

•        формирование вопросов;

•        выразительное чтение произведений;

•        воображаемые диалоги с героями, интервью и репортажи.

Учитывая свою, роль как учителя в формировании культуры общения, я в своей педагогической деятельности стараюсь

•        развивать у своих учащихся языковые, интеллектуальные и познавательные способности, воспитываю у них желание к дальнейшему самосовершенствованию в области развития своей речи и обогащения словарного запаса;

•        прививаю культуру общения;

•        формирую умения переносить знания и навыки в практическую деятельность, приблизить учебное общение к реальным условиям.

Примером реализации моей деятельности по избранной проблеме являются разработки уроком, творческие проекты, открытые уроки для учителей района, выступления на заседаниях районного методического объединения/

 

                      Мотивация обучения

Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности учащихся: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные, которые используются на всех этапах урока. Предлагаю вашему вниманию некоторые приёмы мотивации, которые использую на начальном этапе уроков русского языка. Например, при изучении раздела программы по русскому языку "Лексика и фразеология"(5-6кл)

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова "начинаю со слов учителя "А знаете ли вы?"

В былине об Илье Муромце есть такие слова "Слово, оно, что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого-румяное, ты умей его, девица, поворачивать"

    -Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон,

     -Разное: "с одного-то боку зеленое, с другого румяное". А главное: "ты умей его, девица, повертывать..."

    -Сегодня мы с вами будем учиться "повертывать слово", учиться определять его лексическое значение в нашей речи. Многие слова в русском языке имеют не одно значение, а несколько

     (учащиеся записывают тему урока).

Урок по теме "Прямое и переносное значение слов"(Приём "Отсроченная отгадка". Читаю шуточный рассказ-загадку, отгадка к которой-ключик для понимания темы, переход к работе над новым материалом)

  -Подумайте и скажите, что перепутал Сёма?

            ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ

   Заспорили как-то ребята: у какого зверя шуба теплее? Одни кричат: "У медведя!», другие кричат: "У волка", третьи: "У лисы!".

    А Сёма молчал, молчал да и говорит:

    -Самая теплая шуба у ежа.

    -Как так?-зашумели ребята.

    -С каких пор и иголки теплее меха?

    -А вот так,-стоит на своем Сёма. Мне мама часто говорит: "Погоди, Сёма! Вот возьму тебя в ежовые рукавицы-то-то жарко станет".

(Учащиеся говорят, что Сёма перепутал прямое и переносное значение слов жарко и разные значения слова возьму)

Урок по теме "Группы слов по значению. Синонимы"(использую приём" Лови ошибку. Этот приём помогает избежать неоправданные повторы в устной и письменной речи."

-Найдите и исправьте ошибки, допущенные в сочинении ученика.

У меня есть друг Коля. Мы вместе с Колей ходим в школу. Мы всегда ходим  друг к другу в гости. Если я болею, Коля ходит ко мне, носит уроки. Когда болеет Коля я хожу к нему.

Урок по теме "Заимствованные слова"(Использую приём "Удивляй" Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и стимулирует работу ума, как любопытные факты.)

Утром, за завтраком, вы можете сами того, не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе - и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром-перешли на древнеиндийский язык, ибо "сахар"-слово индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски:"ча"-так в Северном Китае называют и чайное деревце, и полученный из его листьев напиток. "Не хочу чая, хочу шоколада!", ну в таком случае вы потомок ацтеков далекой Мексики: какао, шоколад-настоящие американо-индейские слова из языка "нагуатль".

  Урок по теме "Устаревшие слова"

 ( Прием "Рисунок-опора" Опорная картинка помогает "зрительно" увидеть содержание изучаемого материала. В уроке "Устаревшие слова"-это витрина музея, где выставлены устаревшие вещи.)

  -Представьте себе, что вы находитесь в музее. Перед вами витрина с экспонатами.

  -Назовите предметы одежды и быта, которые вы видите.

  -Есть ли сейчас в быту такие предметы?

  -Употребляются ли сейчас слова, которые названы эти предметы?
     Урок «Диалектизмы»
  (Приём «Фантастическая добавка» предлагаю пофантазировать, перенестись из класса в лес на берег Белого моря, читаю текст Л.Успенского. )
Вы идете где-то по глухому лесу, вдоль реки, впадающей в Белое море. Тропка змеится вперед. И вдруг какой-то дед дружелюбно кричит вам:«Эй, друг! Туда не ходи: там няша!»
 -Что вы подумаете?
Вы подумаете: «Дед либо нерусский, либо шутник». Но не теряйтесь в догадках, спросите в любой северной деревне и узнаете, что «няша» -на местном наречии болото. А соваться в болото действительно ни к чему.
 -Все ли слова в тексте вам понятны?
 -Почему мы не понимаем значение слова «няша»?
   Урок «Фразеологизмы»
(Приём «Театрализация» между подготовленными учащимися разыгрывается диалог «На перемене»)

Первый ученик: «Я тебе покажу, где раки зимуют».

Второй ученик: «Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!»

Дежурный: «Стойте, ребята!»

Первый ученик: «Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?»

Дежурный: «Погодите, ребята, разгадайте-ка лучше свои загадки.»

Первый, второй ученики (вместе): «Какие ещё загадки?»

Дежурный: «А вот какие: первая-где раки зимуют?;вторая-«кто из кожи вон лезет? третья-«кто спит с открытыми глазами?»

Процесс формирования и мотивации учащихся к изучаемой теме и русскому языку-сложный и кропотливый, но вполне возможный. У каждого ученика можно сформировать устойчивый мотив к учебной деятельности. «Учение с увлечением-счастливая жизнь! Таков закон»,-считает С.Соловейчик. И я с этим вполне согласна.

 

   Использование технологий индивидуального и группового обучения.

   Современные уроки русского языка и литературы  требуют переосмысления методов , видов учебной деятельности .

   Без интерактивных методов и форм работы здесь не обойтись. Интерактивное обучение имеет своей целью создание комфортных условий обучения ,когда каждый ученик чувствует свою успешность , интеллектуальную способность ,что дает возможности сделать продуктивным сам процесс обучения .

   Использование интерактивных технологий позволяет учителю :

-  повысить эффективность уроков и интерес к изучаемому материалу

- формировать и развивать коммуникативные навыки и умения

- создавать эмоциональный контакт между учащимися (умение жить в обществе , понимать ,что такое диалог и его назначение )

- развивать способности практически мыслить

- способствует развитию умений делать обоснованные выводы ,решать проблемы и конфликты , принимать решения и отвечать за них.

   В своей работе при преподавании предмета мной используется следующие интерактивные технологии :

1 . Работа в микро-группах (малых группах)

Этот метод позволяет ученикам приобрести навыки ,необходимые для общения и сотрудничества . Он стимулирует работу в команде . Идеи, возникшие в группе ,помогают участникам быть полезными друг другу .Выражение мыслей помогает им  почувствовать  личные возможности .

  2.  Работа в парах

Этот метод позволяет выработать общее решение поставленной учебной проблемы путем дискуссии ,обмена мнениями ,идеями ,аргументами .Ученики работают в горизонтальных ,вертикальных и перекрестных парах. Они могут быть статичными и динамичными .Например, пересказать материал  изучаемой темы ,задать и ответить на вопросы ,проверить домашнее задание ,обсудить проблемный вопрос ,разыграть диалог по заданной ситуации, взять интервью у литературного персонажа.

   3.  Коллективный метод

Суть коллективного метода обучения заключается в том, что каждый учит всех, все учат каждого.

Очень часто учитель считает, что только он может доступно и правильно объяснить сложный материал , но опыт работы показывает, что это могут сделать и учащиеся ,если им обеспечить необходимую помощь учителя .

 Этот метод можно применять на уроках - обобщения . Учащиеся объединяются в группы ,получают карточки с заданиями ,самостоятельно готовятся к устному ответу ,делают записи в тетради ,придумывают вопросы для другой группы . “Лидер”групп решает ,кто будет отвечать или задавать вопросы .

   Возможно и обучение одного другого .Это один из самых эффективных способов усвоения материала урока и применения его на практике .Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения ,обмениваться своими знаниями с одноклассниками.

Основной принцип метода – каждый попеременно  становится учеником и учителем .

  4.  “Мозговой штурм”- эффективный и хорошо известный метод коллективного решения поставленной проблемы  . С помощью этого метода учащиеся могут открыто выражать различные идеи по разрешению проблемы или ситуации .выявляя воображение и творческий подход .

   В классе можно разместить правила проведения “мозгового штурма”.

Во время проведения “мозговой атаки”учитель может определить уровень усвоения школьниками определенной темы , а также предложить новый аспект ее применения .

   5.  Метод вопросов

Педагог задает вопросы учащимся , а учащиеся педагогу .

Этот метод позволяем стимулировать активность учащихся

- глубже осветить тему урока

- оценить уровень знаний и понимание изучаемо материала

- обобщить пройденный материал , сделать выводы.

   Возможны следующие вопросы :

“Какие ассоциации у вас вызывает, когда вы слышите, читаете, видите слова…?”

“Что вам больше всего запомнилось из данного параграфа?”

“Какой вывод мы можем сделать ,узнав об этих фактах ?”

“Как одним предложением мы можем описать это…?”

“Почему вы так считаете ? Приведите аргументы ”

“Есть ли у вас вопросы ко мне ?” (можно дать задание найти вопросы, необходимо обращать внимание на те вопросы .которые являются итогом уроком )

   6.  Итоговые технологии

В современной школе игровая технология используется как:

-  самостоятельная технология для усвоения понятия ,темы, раздела учебного предмета.

- элементы игры

- урок  или его части ( введение ,объяснение ,закрепление , упражнения ,контроль )

Педагогическая игра имеет четкую цель обучения и соответственно к ней педагогического результата – и характеризуется учебно-познавательной направленностью. Игровая форма создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые  приобщают учащихся к учебной деятельности. Существует достаточно большое количество видов педагогических игр.

   На своих уроках я использую предметные, сюжетные, ролевые, драматические, литературные игры.

   Считаю, что интерактивные методы  обучения являются перспективными. Они способствуют повышению уровня учебных достижений учащихся, активизации познавательных деятельностей, делают учебный процесс более продуктивным. 

Рабочая программа по литературе 10  - 11 класс (базовый уровень) скачать /programma_literatura_10-11_klass.doc

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку  10 КЛАСС скачать /jazyk_10-11_kl..doc

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz